Проект Як-130

Немного о технологиях

Вот несколько фоток работы с фольгой. Элероны, закрылки и балки полностью обклеены и расклёпаны. Дальше нужно сделать матрицы и можно переходить к работе над консолями. На крыльевых балках сделаны занижения под стекло передней лампочки и обтекатель корпуса задней лампочки.

130_033_01

130_033_02

130_033_03

130_033_04

130_033_05

130_033_06

Работа с закрылками

Закрылки полностью покрыты фольгой и нанесены заклепки. Когда технология оптимизирована, всё получается быстрее и проще. Общая матрица на правый и левый закрылок в процессе изготовлении. Когда узнал о схеме навески закрылка стало плохо. На прототипе реализован паралелограммный механизм и привод не толкающий, а вращающийся. Начал детальную проработку. Самая сложная задача — побороть люфты в многочисленных шарнирах, придется ставить кучу мелких подшипников. Задачу облегчает только то, что из КБ получена точная кинематическая схема этого механизма. Углы отклонения 20 и 40 градусов. В действии закрылок с начала отодвигается назад, при этом почти не отклоняется, а примерно в середине хода резко увеличивает угол атаки, живьём видел, когда был на полетах — зрелище завораживает!

130_032_01

130_032_02

130_032_03

130_032_04

130_032_05

Матрица киля

Открыта матрица киля. Всё штатно. Отполированы мелкие дефекты поверхности. Нанесен разделительный воск, все готово к формовке. Нарезан первый комплект внутреннего набора. Скоро первая формовка.

130_031_01

130_031_02

130_031_03

130_031_04

130_031_05

Работы по крыльям

На крыльевых балках изготовлены обтекатели фонарей и пропилен стыковочный шов между двумя половинками. Элероны прошкурены, сделано «очко», как и балки, оба элерона будут формоваться из общей матрицы. Осталось провести подготовительные работы с закрылками и можно приступать к работе с фольгой.

130_030_01

130_030_02

130_030_03

130_030_04

130_030_05

130_030_06

Работы по рулю направления

Пока свежевыложенные матрицы «отдыхают», отформованы очередные половинки руля направления (на этот раз с легким херексом). На этом руле направления буду прилаживать внутренний набор, включая направляющие штока петель. После стыковки всех деталей крыла, решил начать работу с самой маленькой детали, это балки на законцовок крыла. Все прошкурено. Собрано и подогнано «очко». Матрица будет общая под обе балки, это позволит значительно сократить время необходимое для изготовления комплекта балок.

130_029_01

130_029_02

130_029_03

130_029_04

130_029_05

130_029_06

Матрицы киля и стабилизатора

Зимние каникулы — самое подходящее время чтобы купаться в смоле и вытираться стеклотканью… На данный момент нахожусь в процессе изготовления матриц киля и стабилизатора. Обе детали предварительно зафиксированы на стапелях и по оси симметрии выставлены отбортовки. Дальше разделительный воск, длительная очистка заклепок и швов от остатков воска и собственно изготовление матриц.
130_028_01

130_028_02

130_028_03

130_028_04

130_028_05

130_028_06

Пробные формовки 2

Матрица руля направления уже открыта и отполирована. Сделана пробная формовка ламината. Использовано стекло 80г и 49г внутри. Херекс 75г, толщина 2мм. Сделаны выводы по результатам изъятия корки, в дальнейшем будет использоваться лёгкий херекс и другая комбинация стеклотканей, чтобы структура не выступала. Следующая формовка будет уже с силовым внутренним набором.

130_027_01

130_027_02

130_027_03

130_027_04

130_027_05

130_027_06

Пробные формовки

По технологии стереолитографии выращены задние кромки крыла в районе закрылка и приклеены к болванкам крыла. Выращенный ранее дефлектор был вышкурен и отполирован. Дальше стандартная технология изготовления матрицы и первая пробная формовка. Всё получилось удачно с первого раза, вес первой детали — 15г. Внутри дефлектора заложены бальзовые вставки в местах крепления дефлектора к закрылку. Дальше нужно изготовить несколько «боевых» деталей.

130_026_01

130_026_02

130_026_03

130_026_04

130_026_05

130_026_06

Очередные детали в работе

Отфрезерована вторая порция деталей. Это половинки закрылков, элеронов, крыльевых балок и крыльев. Чтобы не изменять исходную геометрию крыла с круткой, пришлось делать специальные рамы и приформовывать их к половинкам крыльев, до их «отрывания» от основания. Этот способ отнял много сил, но полностью себя оправдал, после стыковки контрольные замеры не показали никаких изменений. Аналогичным методом состыкованы элероны, закрылки и балки.

130_025_01

130_025_02

130_025_03

130_025_04

130_025_05

130_025_06

Работаем с фольгой. Стабилизатор. Продолжение

Оклеивание стабилизатора завершено, местами пришлось прошкурить фольгу, чтобы исправить мелкие дефекты поверхности. Вся разметка по шаблонам, которые сделаны на основании чертежей. Центральная часть стабилизатора технологическая, будет вырезаться после вынимания детали из матрицы. Задняя кромка с учетом толщины фольги получилась 1.1 мм.

130_024_01

130_024_02

130_024_03

130_024_04

130_024_05

130_024_06

Работаем с фольгой. Стабилизатор

Продолжается работа с фольгой, на этот раз очередь стабилизатора. Опыт накапливается и становится проще. Подбираются специальные инструменты (давилки, приглаживалки, резаки). Клей наносится очень тонким и ровным слоем, но приходится маскировать участки, которые не в работе, по причине того, что клей очень плохо отмывается. После завершения «фольгирования» ещё раз проверена геометрия детали и «очка», можно приступать к заклёпкам.

130_023_01

130_023_02

130_023_03

130_023_04

130_023_05

130_023_06

Детализация киля и подготовка к формовке

На киль нанесено около 2000 заклепок и около сотни специальных занижений под выступающие головки винтов, где это необходимо. Накладные и потайные лючки сделаны аналогичным образом. Законцовка киля на прототипе композитная, по этой причине на ней крепёжные элементы есть только по периметру. Киль зафиксирован на столе, изготовлено очко. Начал накладывать слои разделительного воска и кроить материалы для изготовления матрицы.

130_022_01

130_022_02

130_022_03

130_022_04

130_022_05

130_022_06

Работы по килю

Пока матрица руля направления «вылёживается», успел наклеить фольгу на киль. Размер внушительный, и листов обшивки достаточно много. Скоро приступлю к заклёпкам и прочим элементам крепежа.

130_021_01

130_021_02

130_021_03

130_021_04

130_021_05

130_021_06

Матрица руля направления

Руль направления полностью подготовлен к изготовлению матрицы. «Очко» изготовлено из ламинированной фанеры, очень удобно и хорошая поверхность получается. Всё намазано разделительным воском в большом количестве. Каждая заклёпка прочищена деревянной зубочисткой. Матрица по классической технологии, подробно описывать не буду, очень много написано по этому поводу. Что из этого получится посмотрим через недельку, когда откроем форму. Уже изготовлена матрица накладки фонаря, который находится на законцовке киля. Болванка выполнена из модельного пластика и обклеена фольгой. Обе накладки будут отдельно собираться с лампочкой и стекателем и потом приклеиваться на киль.

130_020_01

130_020_02

130_020_03

130_020_04

130_020_05

130_020_06

Работаем со стабилизатором

Четвертинки стабилизатора тоже собраны, с ними пришлось повозиться. Предварительно пришлось сделать основание с профилями, которое было выставлено по углам атаки и по углу V. После этого были состыкованы две половинки на жесткой трубе. Центральная часть имеет технологическое значение и была сошкурена до минимума. Прошкурены провисании обшивки, пробовал накладывать фольгу, выглядит очень реалистично, гораздо лучше, чем ровные и глянцевые наборы. Работа очень кропотливая и монотонная, для отвлечения занимаемся обрисовкой мебели кабины.

130_019_01

130_019_02

130_019_03

130_019_04

130_019_05

130_019_06

Работы по килю и стабилизатору

Отфрезеровали две детали киля и четыре детали стабилизатора. На задней кромке киля добавлена технологическая добавка полукруглой формы и по периметру основания добавлено 10мм для точной подгонки детали к фюзеляжу.Киль собрался по той же технологии, по которой делался руль направления. Деталь более толстая и крупная, стыковка половинок прошла проще. Нарисованы точные схемы расшивки по чертежам и детальным фотографиям. Прошкурены провалы обшивки в соответствии с прототипом. Следующий этап — фольга.
Параллельно изготовлены первые образцы закладных лонжеронов стабилизатора.Все параметру удовлетворительные, вес всего 23г. В дальнейшем деталь будет изготавливаться с замкнутой задней стенкой для устойчивости, а передняя стенка будет спиливаться в соответствии с углом расположения вертикальной полки.

130_018_01

130_018_02

130_018_03

130_018_04

130_018_05

130_018_06

Фольгирование руля направления

С третьего раза удалось качественно наклеить фольгу на руль направления, на поверхности повторены все прогибы обшивки в районах нервюр и полок. Приходилось болванку прошкуривать в нужных местах, повторяя рельеф. Самая большая ошибка большинства покупных самолетов — это их гладкость, все киты делаются по схожим простым технологиям, которые не позволяют достигать желаемого реализма поверхности. Состыкованы пенопластовые заготовки для фрезеровки воздухозаборников. Отфрезерована болванка решетки системы кондиционирования кабины. Материал — плотный модельный пластик. Матрица по обычной технологии. Деталь — стеклопластиковая.

130_017_01

130_017_02

130_017_03

130_017_04

130_017_05

130_017_06

Сборка болванки руля направления

Стыковка руля прошла успешно, использовался тот же самый клей от фирмы Sika, на котором стыковались панели фюзеляжа. Кромка ровная и тонкая. Очень тяжело оказалось подобрать фольгу, все варианты, которые попадались очень жесткие и не вытягиваются на поверхности двойной кривизны. Параллельно сделана болванка лонжерона стабилизатора. Пришлось отказаться от классической схемы стабилизатора на общей трубе по причине тонкого профиля и большого угла V-образия. Лонжерон полностью повторяет внешнюю поверхность стабилизатора, заниженную на толщину ламината.
Матрица из двух частей, формовка планируется из стекла, направленного угля и угольного чулка.

130_016_01

130_016_02

130_016_03

130_016_04

130_016_05

130_016_06

Оперение модели в чертежах

Для любителей красивых картинок публикуем изображения оперения модели. Киль, руль направления и цельноповоротный стабилизатор полностью прорисованы до каждой детальки. Сейчас ведется работа над составлением схем расшивки этих деталей, чтобы точно раскроить фольгу и приступить к оклеиванию и дальнейшей имитации заклепок и прочих элементов крепления.
Руль направления уже состыкован и проверена геометрия, технология полностью себя оправдала. Ожидается из фрезеровки стабилизатор и киль.

130_015_01

130_015_02

130_015_03

130_015_04

130_015_05

130_015_06

Руль направления

Ура, после долгих мучений отфрезеровали руль направления. Как и говорил раньше, основная сложность — получение тонкой задней кромки, в итоге удалось сделать требуемую толщину — 0.4мм. На готовой детали с учетом клея и фольги толщина кромки будет около 1мм, что соответствует прототипу. Пришлось повозиться с отсоединением детали от основания, контактная пленка прихватилась очень сильно, а деталь тонкая и хрупкая, пришлось использовать альтернативные способы. Все закончилось хорошо, две половинки готовы к стыковке.

130_014_01

130_014_02

130_014_03

130_014_04

130_014_05

130_014_06

130_014_07

Черновая болванка под фюзеляж

Заготовки для фюзеляжа готовы. Дополнительно будут сделаны отдельные заготовки для воздухозаборников, они будут формоваться отдельно и приклеиваться к фюзеляжу. Это продиктовано сложностью формы, а следовательно сложностью изготовления матриц и деталей.
Желтые человечки уже обрели одежду, скоро все будет покрашено и собрано с шлемами и масками.
Выращен дефлектор закрылка. Это такая профилированная деталь, которая крепится над закрылком и создает дополнительную щель для перетока воздуха. В дальнейшем деталь будет готовиться к изготовлению матрицы. Все заклепки будут делаться на готовой детали.

130_013_01

130_013_02

130_013_03

130_013_04

130_013_05

130_013_06

Подготовительные работы по фюзеляжу

Один из самых тяжелых и пыльных этапов подходит к завершению. Стыковка пенопластовых панелей для фюзеляжа заняла пять дней, каждый слой имеет свою форму и приклеивался индивидуально. Стыковка происходила на специальном клее для модельных плит, он при полимеризации немного пузырится и структура получается очень похожая на пенопласт. Возможно, что где-то в швах остались мелкие пузыри, но это не проблема, после черновой фрезеровки все зашпаклюется.

130_12_01

130_12_02

130_12_03

130_12_04

130_12_05

Киль и руль направления. Фрезеровка

Киль и руль направления уже отданы в фрезеровку, оказалось, что непросто точно выставить заготовку, чтобы получить точную деталь с реально тонкими задними кромками. Первым делом придется профрезеровывать т.н. жертвенный стол, и только потом саму заготовку.
Головы желтых человечков уже размножены и обшкурены, готовы к финишной отделке и сборке с шлемами. Мелкие копийные детальки тоже сделаны по подобной технологии. Параллельно в нашем клубе строится еще несколько моделей — копий. Практически сходит со стапеля модель Алексея Прохорова ЛАГГ-3.

130_11_01

130_11_02

130_11_03

130_11_04

130_11_05

3D модель киля и руля направления

Уже готова 3D модель киля и руля направления с внутренним набором. Скоро приступим к фрезеровке. Собираю силы в кулак чтобы приступить к переклейке кусков пенопласта для правой и левой половинок фюзеляжа. Каждая половина будет собираться из восьми слоев, каждый из которых будет иметь свою форму, чтобы уменьшить работу станка при черновой обработке. Параллельно изготовлены шлемы, маски и светофильтры. Лучший материал для светофильтра — бутылка из-под газировки. Пилот пока покупной, в дальнейшем будут пошиты оригинальные комбезы и сделаны легкие поролоновые тушки.

130_10_01

130_10_02

130_10_03

130_10_04

130_10_05

130_10_06

Головы пилотов и антенны

За продолжительные выходные удалось отсканировать и вырастить головы пилотов. После доработки напильником по контуру, все было залито силиконом. Скоро первые головы будут готовы. Параллельно сделаны мастер-модели для мелких антенн.

130_09_01

130_09_02

130_09_03

130_09_04

130_09_05

Материал на болванку фюзеляжа

Сегодня приехал пенопласт для болванки фюзеляжа. Очень хороший материал, легкий, жесткий и стойкий ко всем химикатам. Не впитывает много смолы, что очень хорошо для последующего оклеивания стеклом. Неудобно только то, что максимальная толщина листов — 50мм и на поверхности каждого листа уплотненная корочка, которую приходится срезать рубанком. Параллельно вылеплена голова будущего пилота, это известный летчик-испытатель Таскаев Роман Петрович, у него самый большой налет на Як-130.

130_08_01

130_08_02

130_08_03

130_08_04

130_08_05

Выбор цветового варианта

По нашей информации, существует всего три варианта окраски Як-130 (если не считать первый опытный самолет-демонстратор). Темно-зеленая, камуфляж и серая, которая принята для окраски самолетов, поступающих в ВВС. Все варианты достойны того, чтобы быть воспроизведенными на модели. Окончательное решение будет принято исходя из того, по какой окраске будет максимальное количество информации.

130_07_01

130_07_02

130_07_03

Наступление по всем фронтам

Строительство ведется по всем фронтам. Очень велика степень неопределенности по проекту. Пока приходится заниматься тем, что точно определено. Отсканированы в 3D формат, уменьшены в 4 раза и выращены маска, светофильтр и сам защитный шлем. Для сканирования пришлось все детали обмазать детской присыпкой. :) Ничего не поделаешь, так точнее сканируется. Изготовлены матрицы, скоро появятся первые детали.

130_06_01

130_06_02

130_06_03

130_06_04

Подбор материалов для болванок

Пока есть свободное время, подобрал материалы для изготовления болванок. Для всего кроме фюзеляжа будет использоваться модельный пластик плотностью 700. Для фюза, с учетом размера был выбран пенопласт плотностью 115 с последующим оклеиванием стеклом. Пенопласт еще только заказан, его нужно ждать, а пластик уже есть. Уже сделана разметка под фрезеровку хвостового оперения. Все болванки после фрезеровки планируется обклеить фольгой и сделать всю копийную расшивку с точностью до каждого винтика.

130_05_01

130_05_02

Знакомство с самолетом и выбор масштаба

Произведены подробные расчеты важнейших параметров модели, в выбранном масштабе получаются следующие цифры:
Габаритные размеры модели 2873*2431*1190, площадь крыла 1,47м.кв, САХ 677,относительная толщина профиля 0,08/0,06, что очень хорошо для полета модели.
Размах стабилизатора 1207, площадь 0,31м.кв., САХ 311, относительная толщина профиля 0,05.
Размах киля 861, площадь 0,27м.кв., относительная толщина профиля 0,06.
Колея шасси 632, база шасси 986.
Придется очень постараться, чтобы уложиться в 20кг, этот вес является максимальным для реактивных моделей-копий.
Нагрузка на крыло с максимальным взлетным весом и полной заправкой — 170г./дм.кв.
Тяговооруженность с максимальным взлетным весом и полной заправкой — 0,72.

130_02_01

130_04_01

130_04_02

130_04_03

Начало. Поиск чертежей

Первая часть информации уже взята в работу. Эти данные являются коммерческой тайной и, конечно же, мы не можем их публиковать здесь без искажений. Вся информация в электронном виде, реальный самолет Як-130 полностью обрисован в 3D. Исходную модель нам не дадут, но готовы её для нас конвертировать в 2D чертежи в необходимом для нас виде с любыми видами и сечениями.
Это позволит сделать модель МАКСИМАЛЬНО соответствующей прототипу…
Первой части информации уже более чем достаточно, чтобы заняться анализом проекта, определить основные параметры, прикинуть масштаб, вес, нагрузки и т.д. Дальше планируем начать отрисовку модели в 3D (SolidWorks), это может занять какое-то время. Первыми в очереди на отрисовку стоят руль направления, киль и стабилизатор. Как только масштаб будет определен, можно заняться строительством некоторых периферийных элементов таких, как вооружение, колеса со стойками шасси, детали кабины и т.д.

130_02_02

130_02_04

130_02_05

130_02_06

Новый проект RUSJET Як-130!

РУСДЖЕТ начинает новый проект — модель для участия в международных соревнованиях по радиоуправляемым моделям-копиям. После долгих обсуждений, с учетом наработанного полетного опыта, эксплуатации моделей различных компоновок и участия в десятке Чемпионатов мира, Европы и международных соревнований, принято решение о создании модели полностью собственной постройки. В качестве прототипа был выбран один из самых современных, один из лучших учебно-боевых самолетов Як-130.
Подробнейшая информация по прототипу может быть найдена на сайте www.airwar.ru (АСК «РУСДЖЕТ» является спонcором этого качественного авиационного информационного ресурса)

yak-130_001 yak-130_002 yak-130_003 yak-130_004 yak-130_005 yak-130_006 yak-130_007 yak-130_008 yak-130_009