Виталий Робертус. Шеф-пилот клуба RUSJET. Чемпион Мира 2011, 2013 и 2015 года

Если говорить о клубе и его истории, то надо вернуться немного назад, когда я летал классический пилотаж на моделях с поршневыми моторами. В те времена я периодически натыкался на видео попыток запуска моделей с реактивными двигателями энтузиастами. Зрелище это было не для слабонервных. 4 человека, один пилот, один с баллоном со сжатым воздухом, один с огнетушителем, и еще один с газом для розжига. Как правило, три четверти таких попыток заканчивалось неудачами, зачастую пожарами. После просмотра подобных видео интерес к реактивным моделям оставался чисто академическим, если не сказать, праздным. Но в 2001 году произошло то, что стало поворотным моментом не только в моих модельных пристрастиях, но и стало отправной точкой в истории клуба, поскольку именно это знаменательное событие предопределило его создание в будущем.
Будучи в командировке во Франции, я привычно зашел в модельный магазин поинтересоваться новинками, может прикупить чего по случаю. Каково же было мое удивление, когда я открыл каталог Граупнер и увидел там описание модельной турбины, как законченного решения для установки на модель. Резонно было предположить, что Граупнер не станет предлагать полуфабрикат, и что это действительно законченное решение, адресованное конечному пользователю-моделисту. Внимательное чтение описания турбины полностью подтвердило мои предположения. Это была первая турбина JetCat, доступная моделистам. Процедура запуска турбины сводилась к двум щелчкам на передатчике. И никаких баллонов со сжатым воздухом, полностью автоматический старт!
Цена была высокой, но покупка модельной турбины состоялась. Это была первая в России модельная турбина. Сегодня уже никого не удивишь моделью с реактивным двигателем, но на тот момент покупка турбины по значимости была близка к, например, владению собственным спутником на орбите Земли. До первого полета с реактивным двигателем еще оставался год.
На тот момент я уже был хорошо знаком и с Олегом Захаровым, и Павлом Лапшовым, проводя много времени с ними на полетах на моделях с поршневыми моторами, как правило, классическими пилотажками. В ноябре 2001 года я познакомился с Валерием Грамковым, имевшим уже опыт выступления на Чемпионатах Мира с импеллерными моделями. Благодаря его усилиям нам удалось попасть в составе российской команды на 4 Чемпионат Мира по реактивным моделям, в качестве зрителей, разумеется, где мы познакомились с целым рядом очень интересных людей. В течение двух недель мы могли свободно общаться с теми, кто стоял у истоков реактивного модельного движения в мире. Это был бесценый опыт, позволивший начать подготовку к первому полету уже на своей на реактивной модели, состоявшийся в 2002 году, летом, на поле Ходынки. Увы, тот полет нельзя назвать удачным.
Но трудности не испугали, и уже 7 сентября 2002 года был совершен полный полет на модели с реактивным двигателем. Именно этот день и стоит, видимо, считать днем рождения реактивного моделизма в России.
Уже в 2001 году, еще будучи зрителями на Чемпионате Мира, без малейшего опыта управления реактивной моделью, было принято твердое решение об участии в следующем Чемпионате, который проводился в ЮАР.
Первый реальный опыт выступления на Чемпионате Мира в ЮАР был бесценным. Хотя соревновательная модель Л-39 потерпела крушение в первом же туре, организаторы разрешили нам отлетать остальные туры на дублере, но вне зачета, позволив собрать первые крупицы соревновательного опыта. Все это дало мощнейший толчок в понимании того, что необходим системный подход как в подготовке к полетам, так и в строительстве модели соревновательного уровня.
В этом же году состоялся важный разговор между мной и Павлом Лапшовым, после которого стало очевидно, что наши позиции очень близки, и объединение наших усилий сулит значительные выгоды. Павел выразил желание принимать непосредственное участие в строительстве и подготовке реактивных моделей для участия в соревнованиях самого высокого уровня. Это был уже почти клуб.
В начале 2004 года мы обзавелись помещением, закупили необходимые инструменты, и приступили к строительству моделей. Надо отметить, что 2004 год был насыщен событиями. Было построено много моделей, в том числе и легендарный Евроспорт, и даже граупнеровская модель с управляемым вектором тяги. Очень много летали, опыт накапливался в форсированном режиме, приходило четкое понимание как текущих возможностей, так и того, что еще предстоит сделать. Несмотря на интенсивные консультации с зарубежными многоопытными единомышленниками, многое приходилось проходить в первый раз самостоятельно. Увы, не для всех моделей количество взлетов равнялось количеству посадок. Но это был опыт.
В этом же году мы познакомились с одним из пилотов пилотажной группы «Стрижи», Алексеем Прохоровым. Благодаря его поддержке и тому, что он сумел донести до руководства авиабазы «Кубинка» то, что авиамоделисты влюблены в небо не меньше пилотов настоящих самолетов, мы получили уникальную возможность совершать тренировочные полеты на полосе авиабазы. Большинство нештатных ситуаций, когда происходили отказы двигателей, заканчивались для моделей минимальными повреждениями, благодаря длинной бетонной полосе авиабазы. Без преувеличения, не меньше десятка моделей были спасены именно благодаря большой и гладкой ВПП.
Это уже был клуб «RUSJET» практически в том виде, что и сейчас.
Само имя «RUSJET» прозвучало впервые в 2003 году, из уст Дениса Новоселова, друга еще одного члена клуба, Дмитрия Эйхнера. Именно Денис предложил и имя, и написание имени клуба, с цветами российского триколора буквами RUS и желтыми JET. Став именем нарицательным, сочетание RUSJET наиболее полно отражает сущность нашего клуба — российское реактивное движение.
В 2005 году, располагая уникальной документацией на самолет Л-39, мы подготовили модель-копию к Чемпионату Мира в Венгрии. На этот раз масштаб был крупнее — 1:4,5. Ракраска была аналогична модели, принимавшей участие на Чемпионате Мира в ЮАР. Начало было обнадеживающим, по итогам стендовой оценки мы занимали 3 место. Но во время полетных туров сказался недостаток опыта. Во втором туре модель погибла, по причине того, что не были учтены некоторые моменты, казавшиеся незначительными. Но в любом случае, это уже был большой шаг вперед, высокая стендовая оценка подтвердила наш подход к строительству соревновательной модели в целом.
К Чемпионату 2007 года в Северной Ирландии готовились уже намного серьезней. Было четкое понимание, что и как должно быть сделано. В клубе были произведены некоторые кадровые перестановки, частично пересмотрен подход к строительству модели, когда копийность не должна была идти вразрез с летными и прочностными характеристиками модели. Очень хотелось перейти свой Рубикон, отлетать полную программу, все три тура, и привезти домой целую модель. Да, конечно, на предыдущих соревнованиях многие высказывали нам сочувствие, говорили, что в следующий раз обязательно повезет. Но мы не расчитывали на везение, мы расчитывали на себя. И серебряная медаль на Чемпионате Мира отчасти превзошла наши ожидания, но стала достойной наградой за наши труды и упорство в достижении цели.

На сегодняшний день клуб RUSJET, как член международной организации по развитию реактивного моделизма IJMC, ставит перед собой не только спортивные цели. Практически вся деятельность клуба подчинена задаче популяризации реактивного моделизма в России. Мы не только охотно принимаем участие в авиамодельных праздниках и соревнованиях внутри страны, но и сами их организовываем. Мы искренне надеемся, что наши усилия по популяризации реактивного моделирования в России позволят поднять конкуренцию среди российских моделистов до высокого уровня, соответствующего высочайшим требованиям международного модельного сообщества. В отличие от Чемпионатов Мира предшествующих лет, когда от России выступал только один пилот, в 2009 году в Израиле, на восьмом Чемпионате Мира по реактивным моделям, наша команда принимала участие в составе трех пилотов. По итогам Чемпионата сборная России заняла высокое четвертое место. Это был первый коллективный успех, который только подтвердил правильность выбранного нами пути.

На Чемпионат Мира 2011 года поехала сборная России в составе уже 5 пилотов. Для нас же этот Чемпионат стал переломным во всех отношениях. Обобщив весь опыт предшествующих Чемпионатов, мобилизовав все силы и знания мы вложили их в постройку модели самолета Як-130. Абсолютно во всех аспектах строящейся модели мы попытались достигнуть максимума, отвергнув любые доводы в пользу разумной достаточности. Не менее усердно отрабатывалась летная программа, и это принесло долгожданные сладкие плоды победы. С Чемпионата Мира 2011 года я увозил переходящий кубок и звание Чемпиона Мира на ближайшие два года, а в командном зачете сборная России поднялась на пьедестал, завоевав третье командное место. Достойный результат упорных трудов предшествующих лет, который я искренне разделяю со своими одноклубниками, такими же энтузиастами авиамодельного спорта, настоящими ценителями авиации, чей вклад в становление реактивного моделизма в России невозможно переоценить.

Успех на Чемпионате Мира в 2011 году окрылял, но было совершенно очевидно, что после того, как все карты были открыты на Чемпионате Мира в Дейтоне, США, на следующем Чемпионате, в 2013 году, соперники дадут мне серьезный бой. Но я даже не представлял, какие сложные битвы мне придется вести на протяжении всего Чемпионата. В 2013 году JWM проводился неподалеку от города Мейринген, Швейцария. Удивительно красивая природа, и удивительно сложные условия для полета на аэродроме, расположенном в долине между двух гор. Не одному пилоту завихрения атмосферы от близких гор испортили оценку за пилотаж! В 2013 году я представил доработанную модель Як-130, и как оказалось , модель все еще более, чем конкурентоспособна на стенде! Но неожиданно по результатам стендовойLogoJWMGross оценки меня опередил итальянский «спортсмен» Жан Люка ДеМарчи с моделью G-91. Это было более, чем неожиданно. Хоть его модель была выполнена на высоком копийном уровне, но в нашем представлении была не на столько хороша, чтобы «побить» Як на стенде. Небольшое исследование показало, что итальянец использовал поддельную документацию для представления своей модели, и неудивительно, что у него не нашлось никаких огрехов на стенде, поскольку путем нехитрых и порой не очень умелых манипуляций в реальные фотографии аэродрома была «зафотошоплена» сама же модель! Увы, но бремя доказательств легло целиком на плечи нашей команды. Надо ли говорить, как это выматывало, а ведь надо было еще летать полетные туры! Не вдаваясь в подробности, но мы смогли добиться справедливости только к началу третьего полетного тура, и итальянец был дисквалифицирован на этот и два последующих Чемпионата Мира. А я, собрав волю в кулак, отлетал программу по сумме всех этапов четвертым и второй раз подряд завоевал титул Чемпиона Мира!

Logo WM 2015 high resoЧемпионат Мира 2015 года сразу обещал быть сложным. Кроме того, что все соперники знали модель Як-130 как облупленную, так еще и правила Федерации были изменены таким образом, чтобы максимально нивелировать значимость стендовой оценки. Хорошо помня, что практически вся немецкая сборная формируется из пилотов, для которых управление реактивными копиями — работа, перспективы победы на предстоящем Чемпионате выглядели весьма и весьма туманными. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Сомнения отброшены, я принял твердое решение навязать борьбу всем, кто решит вступить в спор за чемпионскую корону. В процессе подготовки к Чемионату Мира было уделено особое внимание полетной подготовке, хотя в целом, структура подготовительных мероприятий не изменилась, но акценты были чуть-чуть сдвинуты.
Но удивить соперников мы собирались не только безупречной полетной програмой. После многолетнего перерыва взял в руки передатчик исполнительный директор нашего клуба, бессменный тренер — Павел Лапшов. Для его участия в Чемпионате была изготовлена модель Як-130 меньшего масштаба, для выступления в классе 13,5 килограмм. Если уж двать бой, то по всем фронтам! В этом же классе компанию Павлу составил самый молодой участник Чемпионата, Василий Эйхнер. Василию на тот момент было всего 15 лет, но он уже несколько лет был членом нашего клуба. И благодаря смелому, уверенному выступлению Василия в полетных турах наша сборная сумела взять второе командное место!
Ну а что касается личного зачета, то без преувеличений, нас было не остановить! Уверенная, красивая победа в обоих классах, принесшая Павлу Лапшову звание Чемпиона Мира в классе 13,5 килограмм, а мне — звание трехкратного Чемпиона Мира в суперклассе 20 килограмм! И поскольку я первый сумел трижды подряд победить в Чемпионате Мира, то по давнему условию кубок победителя, бывший до этого момента переходящим, навсегда остался со мной.

Весь список достижений российской сборной на Чемпионате Мира более, чем внушителен:

Виталий Робертус — 1 место и звание трехкратного Чемпиона Мира в классе 20 килограмм
Павел Лапшов — 1 место и звание Чемпиона Мира в классе 13,5 килограмм
Виталий Робертус — Лучшая статическая оценка в классе 20 килограмм
Павел Лапшов — Лучшая статическая оценка в классе 13,5 килограмм
Павел Лапшов — Лучший полет в классе 13,5 килограмм
Павел Лапшов — Лучший новичок Чемпионата Мира
Василий Эйхнер — Самый юный пилот Чемпионата Мира
В. Робертус / П. Лапшов — Лучший экипаж Чемпионата Мира
Сборная России — второе командное место

За всю историю нашего клуба мы накопили огромный опыт, которым готовы делиться со всеми, кто ставит перед собой задачу освоения реактивной авиамодели.
Главные принципы, которые мы исповедуем в своей деятельности — использовать лучшее из доступного, достигать максимума возможного.

_DSC0803